Для
получения визы в консульства европейских стран приходится сдавать
невероятное количество справок. Чего только не просят там от наших
туристов: и ксерокопии всех страниц всех паспортов, и свидетельства о
владении всевозможной недвижимостью, и документальное подтверждение
родства со спонсорами.
Особенно посольских чиновников интересует финансовое положение
путешественника: они хотят получить гарантию, что турист не останется в
стране или из-за недостатка средств не выйдет на большую дорогу, чтобы
отнимать деньги у граждан Евросоюза. Поэтому вынуждены наши туристы
непрерывно доказывать западным государствам свою платежеспособность.
Однако иногда выполнение требований консульств может нанести ущерб
благосостоянию туриста.
Наряду со справкой о заработной плате в список документов входит
ксерокопия справки о покупке валюты либо выписка с банковского счета.
Когда счет прикреплен к пластиковой карте, в консульства Греции, Италии,
Испании необходимо предоставить ксерокопию кредитной или дебетовой
карты. Причем скопировать нужно обе стороны карточки. Фактически это
можно сравнить с Буратино, который зарыл свои деньги в присутствии
посторонних. Отдать ксерокопию кредитки в руки постороннего человека -
все равно что просто отдать ему всю сумму, которая лежит на
счете. Потому что если ксерокопия банковской карты попадет к нечистому
на руку человеку с отличным знанием банковских технологий и богатой
фантазией, то ему нетрудно будет найти способ воспользоваться чужими
накоплениями. Причем сама карта для этого не нужна - ценность
представляют именно номер карты, срок действия, фамилия и имя
владельца, а также код на обратной стороне карты.
Как объяснил заместитель председателя правления банка «Авангард»
Валерий Торхов, «никому нельзя предоставлять копию даже лицевой стороны
карты, а копия обратной стороны, несомненно, представляет угрозу и для клиента, и для банка. По-видимому, люди, выдвигающие подобные требования,
не представляют особенности работы в платежных системах Visa и Master
Card. Кроме того, если банк дает выписку со счета, то непонятно, почему
возникают сомнения в существовании пластиковой карты и требуется ее
ксерокопия».
Поэтому стоит сто раз подумать, сдавать ли при получении визы
ксерокс карты. Если представить, что все консульские работники - это
исключительно кристальной честности люди, то все равно к документам
путешественника имеет доступ большое количество людей, причем не всегда
высокооплачиваемых. В одних турфирмах папки с досье на путешественников
хранят в сейфах, в других - они высокими стопками лежат на столах
менеджеров. Потом из турагентства в туроператорскую компанию, в визовый
центр, в консульство их доставляют курьеры. И делают это они отнюдь не
на бронированных инкассаторских машинах: паспорта и анкеты везут в чемоданах, а то и в обычных полиэтиленовых пакетах в метро.
То есть в руки небогатого низкооплачиваемого сотрудника попадают
оттиски пластиковых карт, к которым к тому же приложены справки с
указанием точной суммы на
счете. Конечно, ответственные туркомпании стараются брать на работу
надежных людей, тщательно проверяют их рекомендации с предыдущей
работы. Но сотрудники турфирм признают, что теоретически возможны
и утеря, и порча документов, курьера могут ограбить, и тогда все бумаги
окажутся в руках воров. «К счастью, в нашей практике такого не было, -
прокомментировала генеральный директор турагентства «Респект» Мария
Александрова. - Мы всегда очень строго подходим к выбору курьера,
поскольку понимаем, что зачастую именно от них зависит и наш рабочий
процесс, и репутация перед клиентом. Конечно, я считаю, что, если
подобное случается, вся финансовая ответственность, равно как и все
заботы по восстановлению документов клиентов, полностью ложится на
турфирму». Это мнение подтверждают и юристы: при заключении договора у туриста остается опись сданных документов. Поэтому утрату паспорта доказать будет нетрудно.
Гораздо сложнее объяснить в суде виртуальную связь между
туркомпанией и пропажей денег со счета. Тем более, что оспорить
несанкционированную операцию по карте будет проблематично. «Мы,
конечно, рассмотрим любое заявление о незаконной трансакции, - сообщил
зампред правления банка «Авангард». - Однако, если клиент
сдал в турфирму или консульство ксерокопию своей пластиковой карты,
фактически, мы расценим это как передачу конфиденциальной информации
третьему лицу, и какое будет принято решение - мне неизвестно».
Турфирмы далеко не всегда предупреждают клиентов о потенциальной
опасности, да и сами туристы особо не беспокоятся, копируя карточки с
обеих сторон. По-видимому, наши люди излишне доверчивы и до сих пор
страшно далеки от высоких технологий. Гендиректор турагентства
«Респект» отметила: «Как правило, туристы предоставляют выписки и
справки о тех счетах, которые не предполагают наличия пластиковых карт.
Но, если это невозможно (открыт всего один счет, и он именно
карточный), то довольно спокойно идут на то, чтобы сделать двусторонние
копии карты и предоставить ее нам. Возможно, это связано с тем, что
интернет-мошенничество у нас в стране еще не сильно развито, и на
практике такие случаи происходят, к счастью, редко».
Неужели в посольствах не задумываются, какому риску подвергают финансы россиян? В итальянском визовом центре в ответ на вопрос корреспондента Turist.ru о том,
не безопасно ли сдавать ксерокопию карты, посоветовали замазать на ней
номер. Действительно, как подтвердил Валерий Торхов, безопасным может
быть только такой вариант: скрыть номер на лицевой и обратных сторонах,
оставив лишь тип карты, логотип банка, имя-фамилию клиента и срок
действия. Или можно вообще не сообщать о пластиковой карте, а доказать
наличие средств к существованию иным способом. Как пояснила Мария
Александрова, у туриста всегда есть выбор. Консульства, если требуют
подтверждения платежеспособности клиента, всегда предоставляют
возможность решить, сдавать ли справку об остатке на простом банковском
счете или выписку со счета, к которому привязана пластиковая карта, или
трэвел-чеки, или справку о покупке валюты.
|