До
подведения ежегодных финансовых итогов еще далеко, но уже ясно, что
2008 год стал черным годом для туризма. Подорожали отели, подорожали
рестораны и как никогда дорого стало авиационное топливо. А значит,
увеличились и цены на авиабилеты. Пока что они, по подсчетам экспертов,
выросли примерно на 50%, но это далеко не предел. Кроме прямого
подорожания стоимости перелета из-за роста цен на авиационное топливо,
нефтяной кризис грозит туристам и другими неприятностями.
За первое полугодие 2008 года 25 международных
авиакомпаний обанкротились или приостановили свою деятельность - таковы
данные, которые приводит Международная ассоциация воздушного
транспорта. Взлет цен на нефть вывел из строя и крупные, и мелкие
авиакомпании - от Cameroon Airlines до Silverjet, Maxjet и Eos. Даже
такие авиагиганты, как USAirways, British Airways и лоукостер RyanAir
вынуждены принимать непопулярные у пассажиров решения, чтобы сократить
расходы и хоть как-то минимизировать убытки. Все компании изощряются
по-своему. Кто-то водит оплату мест багажа - второго или даже каждого
первого места, кто-то убирает бесплатное питание, сокращает число
рейсов и рабочие места. Дополнительные топливные сборы могут достигать
300 и более долларов, но и это далеко не предел. Увы, но мнение
экспертов однозначно - туристов ждут нелегкие времена, количество
авиакомпаний резко сократится, выживут лишь сильнейшие и крупные
авиакомпании. Но даже им придется существенно сократить количество
рейсов и маршрутов и значительно поднять цены. Летать станет весьма и
весьма дорого.
Конечно, авиакомпании, которые поддерживаются
государством, имеют больше шансов на выживание. Так, авиалиниям
SriLankan государство Шри-Ланки обещает финансирование в районе 500
миллионов долларов США, чтобы не оставить страну без туристов. Однако и
эти деньги помогут, по предварительным расчетам, покрыть лишь 50%
затрат. Чтобы уменьшить потери, авиакомпания разделит маршруты на две
группы. Те рейсы, которые обеспечивают поток туристов и являются
стратегически важными для правительства, останутся без изменений. На
остальных направлениях число рейсов будет сокращено до 1 и менее в
неделю.
Не так давно British Airways и RyanAir почти
одновременно заявили, что будут сокращать количество рейсов, возможно,
и некоторые недоходные маршруты. USAirways, которая потеряла 567
миллионов долларов за вторую четверть 2008 года, сокращает рейсы и
рабочие места. И дело идет к тому, чтобы урезать число внутренних
полетов на 10%. Самыми первыми попали под сокращение полеты
длительностью больше 12 часов - из-за большого количества запаса
авиакеросина на таких маршрутах самолет большую часть пути по сути
везет не пассажиров, а топливо. Поэтому USAirways как минимум на год
отложили 13-часовой рейс Пекин-Филадельфия, а United Airlines
собирается на полгода перенести открытие маршрута Вашингтон-Москва.
Thai Airways International закроет направление Бангкок-Нью-Йорк,
которое было открыто только в 2005 году, сократит число рейсов
Бангкок-Лос-Анджелес и собирается продать часть своего
дальнемагистрального флота.
Пока
что в мире общее число авиарейсов растет, но всего лишь на 1-3%. И
рост этот приходится только на дешевый сектор перевозок. При этом
следует учесть, что именно сейчас пик летного сезона - в основном
туристы стремятся отдохнуть летом. А поэтому яма, в которую провалятся
авиакомпании после наступления осеннего затишья, еще впереди.
Не обойдет стороной кризис, по мнению экспертов, и
российские авиакомпании, близость к нефтяным источникам их не спасет.
Топливо составляет основную часть расходов авиакомпаний: у «Аэрофлота»
это - 40%, у «Трансаэро» - 37,7%, у лоукостера Sky Express - 35%. И
если крупные авиакомпании могут выдержать напор кризиса из-за больших
объемов перевозок, то тем, чей пассажиропоток меньше 1 миллиона
человек, без государственной поддержки придет конец. В зону риска
попадают и те компании, чей флот большей частью состоит из старых
самолетов - ведь новые авиалайнеры экономнее расходуют топливо и
разница может достигать 30-50%.
По мнению специалистов, в России переживут кризис
авиакомпании первой пятерки - такие, как «Аэрофлот», «S7», «Россия»,
«Трансаэро» и «ЮТэйр», а также те, кто имеет могучего партнера в лице
государства или большой корпорации - за счет дотаций.
Чем это обернется для туристов - вполне понятно.
Укрупнившиеся компании задерут цены на авиабилеты и будут диктовать
рынку свои условия, подминая чудом выживших конкурентов. Лоукостеры
исчезнут как класс, туризм в странах, куда сложно добраться без
самолетов, умрет - в первую очередь это касается азиатского,
тихоокеанского региона и даже таких массовых и популярных у россиян
направлений, как Египет и Турция. А в Европу будут ездить отдыхать на
автобусах. Цены на автобусные туры, правда, тоже вырастут, но зато это
направление туризма ждет новый взлет. Как, впрочем, и железнодорожные
перевозки.
|