
Мировой
финансовый кризис уже успел основательно задеть российский
туристический рынок, однако сильнее всего этот катаклизм проявит себя в
турбизнесе в январе-феврале будущего года, когда как раз и стоит
ожидать наибольшее количество банкротств среди турфирм. Об этом в
понедельник на пресс-конференции, посвященной кризису, рассказывали
представители Ассоциации Туроператоров России (АТОР).
"Вплоть до настоящего времени текущий год по объемам продаж можно было
считать удачным: выездной рынок рос как на дрожжах. Только за первые
полгода российский поток вырос на 27%, в то время как в мире аутгоинг
вырос всего лишь на 5%", - сообщил вице-президент АТОР Владимир
Канторович. Причем такой рост в России, как подчеркнул эксперт,
происходил на крайне неблагоприятном фоне, когда цена на авиаперевозку
росла галопирующими темпами. Тем не менее, даже такой потенциал
российского рынка не помог туроператорам завершить летний сезон в
плюсе. "Впервые за 17 лет истории российского турбизнеса в этом году на
рынке нет ни одного крупного туроператора, который по итогам летнего
сезона смог бы декларировать о своих успехах", - считает Инна
Бельтюкова, гендиректор компании "Капитал-тур", также принимавшей
участие в пресс-конференции.
По оценкам эксперта, первые признаки рецессии на российском
туристическом рынке появились в начале III-го квартала. "В мае еще
наблюдался рост продаж, а уже в июне наметился спад", - пояснила г-жа
Бельтюкова. При этом туррынок, в отличие от многих других секторов
экономики, пострадал вдвойне: он не только одним из первых почувствовал
на себе приближение кризиса, но и не смог для себя создать финансовую
"подушку". Ведь топливные сборы полностью никогда не компенсировали
постоянный рост цен на авиаперевозку, и туроператоры вынуждены были
частично доплачивать за туристов из своего кармана.
В итоге рынок подошёл к рубежу целой череды банкротств. "Многие
туроператоры работают в минус не один год подряд, покрывая убытки за
счет финансового притока из-за постоянно возраставшего турпотока. Таким
образом, такие туроператоры фактически создавали своеобразные
финансовые пирамиды", - считает Владимир Канторович. Но сейчас, в
момент начала мирового финансового кризиса турпоток у туроператоров
объективно стал снижаться, и "оборотка" перестала покрывать их убытки.
В результате не всем турфирмам хватит денег даже для текущей
деятельности, тем более, что и кредитов теперь многим из них уже не
получить.
Когда же ожидать наибольшую глубину кризиса в туристической отрасли? По
мнению Инны Бельтюковой, учитывая, что туристический спрос имеет
некоторую инерцию, на туристическом рынке России кризис сильнее всего
проявится в январе-феврале. "Именно тогда стоит ожидать наибольшее
количество проблем в отрасли", - считает эксперт. При этом в самое
ближайшее время весьма вероятен даже обратный процесс - небольшой
всплеск туристических продаж: многие туристы перед наступлением кризиса
хотят успеть отдохнуть. А вот следующий подъем стоит ожидать лишь на
волне отложенного спроса, который проявится уже после окончания
основной фазы финансового кризиса.
http://travel.mail.ru
|